|
Кислотные аккумуляторы для моделей кораблейВ кислотных аккумуляторах для моделей кораблей в заряженном состоянии активная масса положительной пластины представляет собой перекись свинца (РЬ02), а отрицательной — губчатый свинец (РЬ). Активную массу при изготовлении пластин вмазывают в пастообразном виде в ячейки решеток пластин, отлитых из свинца с примесью сурьмы (рис. 127). Свинцовые пластины аккумулятора изолированы друг от друга сепараторами — тонкими пластинами из дерева, эбонита, пластмасс, стекловолокна. Электролитом в этих аккумуляторах служит раствор серной кислоты (Н2SO4), плотность которого в заряженном состоянии составляет 1,27—1,28 грамм на кубический сантиметр. Э.д.с. одного заряженного аккумулятора равна 2,2 В, рабочее напряжение 2,0 В. Напряжение полностью разряженного аккумулятора (в стартерном режиме) 1,6—1,5 В, ниже которого разряжать их нельзя. Из отдельных аккумуляторов одинаковой емкости собирают аккумуляторные батареи нужного напряжения. Из кислотных аккумуляторных батарей, выпускаемых нашей промышленностью, в судомоделизме после некоторой переделки можно использовать следующие: анодные — 10РА-10, авиационные — 12А-5 и 12А-10, мотоциклетные — ЗМТ-6, ЗМТО-10, ЗМТ-12, стартерные — ЗСТ-42 и 6СТ-54 (первая цифра перед буквами во всех аккумуляторных батареях обозначает количество элементов в батарее, а последняя — общую их емкость). Однако все эти аккумуляторные батареи имеют большой вес и габариты. Поэтому использовать их в судомоделировании без переделки нельзя.
Рис. 127. Блок пластин свинцовых аккумуляторов. Переделать аккумуляторную батарею 12А-5 проще всего. Нужно перенести блоки ее пластин в два легких бачка с 6 ячейками в каждом (рис. 128). Блоки пластин переделывать не нужно. Такие две аккумуляторные батареи удобно устанавливать в модели. Каждая батарея по 12 В с емкостью 5—6 А-ч будет весить всего 4 кг вместо 7 кг непеределанной батареи. Габариты получаются примерно 90X40X100. Бачки изготавливают из 2—3-мм оргстекла или полистирола. Оргстекло и полистирол тщательно склеивают клеем из стружки оргстекла или полистирола, растворенной в дихлорэтане. На дне каждой ячейки бачка необходимо приклеить опоры для пластин в виде полосок оргстекла высотой 4—5 мм. В крышке бачка следует предусмотреть отверстия для заливки аккумуляторов и для вентиляции. Перед приклеиванием крышки верхнюю часть стенок бачка надо хорошо выровнять, чтобы ячейки бачка не сообщались между собой. Переделка других аккумуляторов значительно сложнее. Так, например, в батарее 12А-10 ширину пластин придется уменьшать вдвое, у аккумуляторов ЗМТ-10 и ЗМТ-12 надо уменьшать высоту пластин на 50—70 мм.
Рис. 128. Самодельная емкость из оргстекла для аккумуляторов. В магазинах запчастей для легковых машин продают пластины кислотных аккумуляторов. Разрезав их, можно смонтировать самодельный малогабаритный аккумулятор необходимой емкости, веса и размера. В кислотном аккумуляторе емкость ограничивает площадь отрицательной пластины. Поэтому отрицательных пластин устанавливают на одну больше, и в аккумуляторе они получаются крайними. Емкость самодельного аккумулятора можно определить до его изготовления. Предположим, что в каком-то кислотном аккумуляторе емкостью 40 А.ч имеется 4 отрицательные пластины. На каждую из них приходится емкость в 10 А.ч. Если одну пластину разрезать на 4 части и собрать малогабаритный аккумулятор из двух положительных и трех отрицательных пластин, то его электрическая емкость будет равна примерно 7,5 А.ч. Аккумуляторы заряжают от источника постоянного тока (выпрямителя или аккумуляторов большей емкости и напряжения) током определенной величины. Величина тока и время зарядки всегда указываются в инструкциях и паспортах, приложенных к аккумуляторам. Это надо учитывать после переделки аккумуляторов с изменением величины или количества пластин. Если, например, мотоциклетный аккумулятор ЗМТ-10 должен заряжаться электрическим током в 1 А в течение 10 ч, то переделанный аккумулятор с уменьшением длины пластин на 1/3 должен заряжаться уже током 0,7 А. Вообще (при отсутствии инструкций) для малогабаритных аккумуляторов можно рекомендовать величину заряда, равную 0,1 емкости данного аккумулятора. Например, аккумулятор емкостью 5 А.ч надо заряжать током, равным 0,5 А. Разряженные аккумуляторы необходимо заряжать до тех пор, пока в течение последних 2—3 часов напряжение и плотность электролита перестанут изменяться при обильном газовыделении. При длительном хранении аккумуляторов и разряде их большими токами (в стартерном режиме) или при уменьшении емкости аккумуляторов нужно проводить контрольно-тренировочные (лечебные) циклы, т. е. разряд — заряд токами номинальной величины. Хранить бездействующие свинцовые аккумуляторы нужно только в заряженном состоянии. Доливают аккумуляторы дистиллированной водой. Электролит обычно готовят не из крепкой серной кислоты с удельным весом 1,84, а из разбавленной (плотностью 1,4), которая всегда имеется в продаже. Сначала в стеклянный сосуд наливают дистиллированную воду, а затем тонкой струйкой постепенно вливают кислоту, помешивая раствор стеклянной или эбонитовой палочкой, доводя плотность раствора до 1,23—1,24. Перед заливкой электролита в аккумуляторы его надо охладить до температуры не выше + 25°С. О степени разряженности аккумулятора можно судить по плотности электролита, которая у совсем разряженного аккумулятора снижается до 1,12—1,13.
|
|
---|
|