|
Электрическое управление рулем с помощью гироскопа в модели корабляПри электрическом управлении рулем в модели корабля, как свободный, так и прецессионный гироскопы действуют по-прежнему. Однако их отклонения воздействуют не на руль, а на следящие контакты (рис. 164), которые можно сделать в виде колесика 1 с двумя контактными пластинками 2. Ось колесика 3 укрепляется на вертикальном кольце 4 свободного или на горизонтальном кольце 5 прецессионного гироскопа. Две неподвижные пластины, разделенные жестким изолятором 6, установлены на неподвижных частях гироскопа. При отклонении модели от курса контактное колесико, связанное с гироскопом, накатывается на правую или левую контактную пластину и замыкает электрическую цепь правого или левого вращения электромотора. Вращаясь в ту или иную сторону, электромотор будет перекладывать перо руля и тем самым удерживать модель на заданном курсе.
Рис. 164. Следящие контактные системы: 1 — контактное колесико; 2 — контактные пластинки; 3 — ось контактного колесика; 4— вертикальное кольцо; 5 — горизонтальное кольцо; 6— жесткий изолятор. Рулевая машинка состоит из электромотора, соединенного с баллером руля через червячную или зубчатую передачу (рис. 165). В качестве червячной передачи можно использовать механизм от телефонного номеронабирателя. Для зубчатой передачи подойдут шестеренки от часов (ходиков или будильника).
Рис. 165. Рулевые машинки: А—с червячной передачей; Б — с зубчатой передачей: 1 — электромотор; 2 — руль; 3 — червяк; 4 — червячное колесо; 5 — хвостовик; 6 — цилиндрические шестеренки; 7 — ограничительные стойки; 8 — концевые контакты. Прямого фиксированного положения руля, как у настоящих сложных автоматов курса, в описанных нами устройствах нет. Но на модели система автоматического рулевого работает вполне удовлетворительно, т. е., когда руль перекладывается с борта на борт, не останавливаясь в среднем положении, модель идет прямо по курсу с небольшим рысканием.
Рис. 166. Электрическая схема: 1—электромотор; 2 — батарея; 3 — следящие контакты; 4 — контактное колесико; 5. 6 — концевые контакты. Величину максимального угла перекладки руля необходимо подбирать опытным путем. Этот угол зависит от поворотливости модели и обычно не превышает 10—20° от нейтрального положения руля. Подобрав подходящий угол, ставят ограничители поворота руля в виде стоек 7 с концевыми контактами 8. Контакты размыкаются в крайнем положении руля при помощи хвостовика 5, который посажен на баллер руля. Этим ограничивается перекладка руля, так как концевые контакты разрывают цепь питания рулевого электромотора.
Рис. 167. Рулевая машинка на соленоидах. Электрическая схема управления рулем проста (рис. 166). Она состоит из электромотора 1, батареи питания 2, следящих контактов 3 с колесиком 4 и концевых контактов 5 и 6. Питание исполнительного электромотора осуществляется от батареи. В зависимости от того, какой из двух следящих контактов 3 будет замкнут контактным колесиком 4, в цепи якоря мотора пойдет ток одного или обратного направления.
Рис. 168. Рулевая машинка с двумя спаренными реле. Для этой цели удобнее использовать электромоторчик с постоянным магнитом. В качестве исполнительного механизма вместо электромоторчика можно использовать два соленоида (рис. 167) или два спаренных силовых реле (рис. 168).
|
|
---|
|